Смольный институт для благородных девиц, основанный Екатериной Великой

В Государственном историческом музее открылась выставка семи портретов воспитанниц Смольного института (Санкт-Петербург), написанных Дмитрием Левицким в 1772-1776 годах. Он прибыл в Москву в честь юбилея Государственного исторического музея, которому в этом году исполняется 150 лет.

В экспозицию вошли не только портреты, но и платья, веера, предметы туалета, документы эпохи, экспонаты, связанные с императрицей Екатериной Великой и ее личным секретарем Иваном Бецким, основателями Императорского воспитательного общества благородных девиц, как в те времена назывался Смольный институт. Кстати, Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге экскурсии доступны на странице специализированного сайта.

Одновременно с выставкой проходила обширная образовательная программа: лекции, семинары, мастер-классы. Меня также пригласили рассказать о парфюмерии Смольного. Или, если быть более точным, о гигиене, косметике и средствах личной гигиены тех дней. Хотя информации по этому предмету было мало, я взялся за исследование. Я уже подготовила свою лекцию «Духи в граненом хрустале» для Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, но осталось гораздо больше свидетельств об ароматах пушкинской эпохи (первые десятилетия 19 века).

Для этого мероприятия я создала несколько композиций, следуя старым формулам — адаптируя их, конечно, там, где это необходимо. На фото ниже представлена классическая книга «Британский парфюмер» парфюмера Чарльза Лилли, работавшего в первой половине восемнадцатого века. Этот том является шестым изданием, опубликованным в 1822 году. Именно по такой книге мог бы учиться Пьер-Франсуа Паскаль Герлен.

Однако в описываемую эпоху парфюмерных домов нового времени еще не существовало. Только в 1774 году появились LT Piver, Houbigant в 1775 году, Lubin в 1798 году и Guerlain в 1828 году.

Мы начнем рассказ с самого начала, с 1764 года, когда императрица, недавно взошедшая на престол, решила основать учебное заведение для дочерей дворян. Это было первое женское учебное заведение в России. Екатерина взяла за образец институт Сен-Сир под Парижем. В Смольный допускались девочки не старше шести лет, где они должны были учиться двенадцать лет. От родителей или опекунов требовалось заявление, достойное обязательство, что они ни при каких обстоятельствах не потребуют возвращения своих дочерей. Императрица, находившаяся под влиянием образовательных идей Монтеня, Локка и Фенелона, хотела создать «новую породу людей» и считала, что привычная, необразованная и невежественная среда может помешать образованию.

Первоначально Просветительское общество располагалось в здании Воскресенского Новодевичьего Смольного монастыря, построенного по проекту Растрелли. В 1765 году к северу от монастыря было открыто мещанское отделение для девушек не благородного происхождения, которое позже стало Александровской школой.

Иван Иванович Бецкий, президент Императорской академии художеств, запустил широкий спектр образовательных программ и лично участвовал в создании Смольного, Императорского коммерческого училища, нескольких воспитательных домов и других учреждений, целью которых было воспитание новых людей, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо и просвещенно управлять государством. Бецкий много лет жил в Париже и впитал в себя различные современные идеи государственного устройства и образования.

Что, безусловно, было несправедливо — по крайней мере, по отношению к первым выпускам учениц. Сначала для зачисления было представлено пятьдесят девушек. Некоторые из них носили аристократические титулы, остальные были дочерьми чиновников и офицеров. Например, Глафира Алымова была девятнадцатым ребенком полковника Ивана Алымова и родилась после смерти своего отца.

Идея полностью исключить вредное влияние окружающей среды практически выразилась в том, что встречи с родственниками были редкими и проходили на территории учреждения под присмотром наставников. Вместо этого посетителей Смольного тепло встречали представители высшего круга общества. Шведский король Густав III, прусский принц Генрих и французский философ Дени Дидро посещали его во время своих поездок в Санкт-Петербург. Екатерина относилась к ученицам очень доброжелательно и писала письма своим любимицам Александре Левшиной и Глафире Алымовой, в которых называла их «Левушка» и «Алимушка».

Лучшие ученицы стремились к карьере придворных фрейлин. Девочек разделили на четыре возраста. Малышки от шести до девяти лет носили платья кофейного цвета, изучали Закон Божий, «все составляющие воспитания и хорошие манеры», русский и иностранные языки, арифметику, рисование, музыку, танцы, шитье и вязание. Ученицы «второго возраста» — от девяти до двенадцати лет — одевались в синие платья и обучались, помимо вышеперечисленного, истории, географии и домоводству.

На этом двойном портрете Левицкого, написанном в 1772 году, изображены Настасья Давыдова (первой возрастной группы; из-за практичного цвета платья этих девочек называли «кофейными леди») и Феодосия Ржевская, второй возрастной группы.

Девочки «третьего возраста», от двенадцати до пятнадцати лет, одетые в серые платья. К их наукам были добавлены «уроки словесности, к которым относится чтение исторических и нравоучительных книг», экспериментальная физика, архитектура и геральдика. Они также должны были познакомиться с экономикой, научиться вести бухгалтерию и шить платья своими руками».

Женщины Смольного «прежде всего должны всегда твердо помнить, что с юности до зрелого возраста они были приучены к добродетели, вежливости и нежным, приятным беседам не только с равными, но и с самыми низами общества, невзирая на ранги».

Студентки четвертого возраста Смольного, от пятнадцати до восемнадцати лет, носили белые платья. Они более углубленно изучали предыдущие дисциплины, этикет и развивали свои таланты.

Для повседневной носки все девушки надевали платья из камелота, популярной в то время ткани, а для воскресений и праздников платья шили из шелковой тафты. В свободное время студентки занимались музыкой, физкультурой и ставили спектакли по пьесам Вольтера и других французских авторов.

Глафира Алымова стала одной из первых русских арфисток. Всеобщая любимица, она окончила Смольный с большой золотой медалью и шифром (золотой вензель императрицы, который носили на банте с золотыми полосками), став, наряду с другими лучшими выпускницами, фрейлиной двора. На портрете она изображена играющей на арфе на выпускном балу 30 апреля 1776 года. Если присмотреться, то можно увидеть приколотый шифр на ее платье.

Она была единственной из первых выпускниц Смольного, кто оставил воспоминания. К сожалению для нас, абсолютно ничего не было написано о парфюмерии и косметике, она написала только о своей благодарности учреждению и императрице, а также о непростых отношениях с Иваном Ивановичем Бецким. Бецкий, которому было уже за семьдесят, заботился о ней лично и был проникнут к ней пылкими чувствами, хотя и маскировал их под отцовские. «Его страсть достигла крайних пределов и ни для кого не была секретом». Он плел интриги, ревновал и отталкивал от себя всех возможных женихов, но, наконец, через год после окончания учебы Глафира, благодаря покровительству императрицы, все же вышла замуж — за тайного советника Алексея Андреевича Ржевского, масона и поэта.

Парфюмерно-косметические ритуалы студенток Смольного можно частично восстановить по другим документам. Конечно, младшие девочки вряд ли пользовались чем-либо, кроме мыла. «Использование мыла необходимо и должно быть доступно для всех [студентов]». За гигиеной строго следили, и они также были приучены к свежему воздуху и регулярной вентиляции помещений. Что касается еды, то было приказано, чтобы «каждое блюдо было самым полезным и в таком количестве, чтобы хватило на всех».

Но сон, как ни странно, имел ограничения, которые кажутся странными по сравнению с нашим временем: младшим полагалось спать девять часов, второму восемь, третьему семь с половиной, а четвертому шесть с половиной.

Имеет смысл предположить, что старшие ученицы, и особенно выпускницы, пользовались той же косметикой, что и остальные юные леди высшего общества. Обычно это был уход за лицом и телом, и самое главное — за волосами. Это согласуется с финансовыми отчетами Смольного того времени, в которых мы находим, среди прочих предметов домашнего обихода и туалетных принадлежностей, «пудреницы для двух старших возрастных групп», по две в год на каждую воспитанницу. А также неограниченное количество «шпилек, прищепок, лент, пудры, помады, щеток и гребней». Накидки использовались для прикрытия платьев при напудривании волос.